Шуваловские "Единороги" ― Популярная механика

2016-04-26 22:00:08

Страшный и непобедимый: Русские единороги

Беспроигрышной тактикой Фридриха была так называемая «косая атака» — охват одного из флангов противника. Усиленное отборными войсками и артиллерией, одно крыло превращалось в атакующее. При атаке слабого фланга неприятеля, последний не мог оказать помощь атакованному флангу, поскольку линейное построение войск, господствующее в то время, не позволяло эффективно перебрасывать войска по фронту. Так случилось и на этот раз.

К девяти утра прусские войска смяли левый фланг русских войск, захватив высоту Мюльберг. Исходя из опыта предыдущих сражений, Фридрих посчитал битву выигранной и послал в Берлин курьера с сообщением о победе. Так бы и случилось, если бы главнокомандующий союзными войсками генерал Салтыков руководствовался традиционной линейной тактикой. Но Петр Салтыков повернул фронт на 180 градусов, навстречу Фридриху, чем и обеспечил себе место на страницах всех учебников по военной тактике. Вторым решением русского генерала был приказ перебросить всю артиллерию на высоту Шпицберг, располагавшуюся между смятым флангом и центром. Русская артиллерия буквально перемолола прусскую пехоту, включая ее элиту — гренадер, на подходе к Шпицбергу. Чтобы спасти положение Фридрих бросил в атаку свою знаменитую конницу — гусар генерала Зейдлица. «Мы все погибнем!» — воскликнул Зейдлиц. И оказался прав. Вся конница полегла на склонах Шпицберга, так и не преодолев губительный огонь русской картечи. Прусская армия перестала существовать. Так Европа познакомилась с новейшим страшным российским оружием — шуваловскими гаубицами, или «Единорогами». «Мое несчастье в том, что я жив, — писал после битвы Фридрих. — От армии в 48 тысяч у меня не осталось и трех тысяч… Эти пушки — порождение дьявола. Я ничего так не боюсь, как русских пушек».

Взято отсюда

Алексей Серов, "Хозяин".

2016-04-26 21:06:28

В России имя Николай особенно популярно. Кажется, половину мужиков зовут так – хотя бы по отчеству. Посмотри в лицо любому славянину, прикинь, как могут его звать. И первое, что приходит в голову, – Николай, Коля. А потом уже, приглядевшись повнимательнее, решишь: нет, наверное, Дмитрий. Или Алексей. А потом выяснится, что действительно Коля. И дни Николы зимнего и Николы летнего в народе считаются настоящими праздниками.

Колька Мологин работает на заводе давно. Почти всю жизнь, если не считать детского сада и восьми классов школы. Теперь ему уж за пятьдесят, голова вся седая, а он по-прежнему трудится в том же цеху, на том же прессе, что и в первый день. Он не хочет, чтобы что-то вокруг менялось. Если какой-то рабочий вдруг увольняется, найдя место, где платят больше или лучше условия, Колька считает это почти предательством. Он вычёркивает такого человека из списка своих знакомых и при встрече не подаёт руки.

Перестройка и последующие реформы никак не повлияли на трудовой распорядок Кольки. Он приходит в цех часом раньше остальных, переодевается, медленно движется по центральному проходу, оглядывая всё вокруг. (Его тяжёлый профиль механически поворачивается из стороны в сторону. Отвесный лоб, прямой древнеримский нос рождают впечатление какого-то мощного волжского утёса, возможно, того самого, на который забирался в своё время Стенька Разин. Зато сразу под носом следует провал, нижняя челюсть у Кольки втянута слишком внутрь, и мужики посмеиваются над ним, не понимая, как же он ест – пища обязательно должна вываливаться обратно в тарелку, или на живот, или ещё куда-нибудь. За такой необычный профиль Колька получил на заводе прозвище Колун.)

Станки, выпущенные в первой половине двадцатого века, тяжкими молчаливыми громадами теснятся вокруг. Пахнет маслом, сигаретным пеплом, горелой ветошью. Иногда в толстую подошву кирзового сапога втыкается красивая радужная стружка. Где-то тихо шипит сжатый воздух (впрочем, этого Колька не слышит, ибо от рождения глух, как добросовестный пионер в лагерной столовой. Говорить его научили в специнтернате.)

Семьи у него нет, не сложилось. Квартира Кольки, полученная в давние советские времена, стояла почти пустой, он не знал, чем можно её заполнить, и не очень-то любил сидеть там вечерами. (Он даже и в отпуск толком не ходил. Каждый раз задолго начинал объяснять мужикам: вот, дескать, наконец-то отдохну как следует, надоело всё, устал как собака. Но уже через неделю безделья робко проникал на завод и приступал к своим обязанностям.) По углам квартиры громоздились кипы старых газет – Колун интересовался политикой, много читал и имел свои рецепты решения мировых проблем, только никому не мог толком рассказать о них.

Иногда он вовсе не уходил с завода, ночевал на бушлатах, удобно сложенных на трубах парового отопления. В полутьме огромного помещения, где скоро всё начнёт греметь, сверкать и двигаться, было тепло, уютно.

Колька проверял, всё ли находится на своих местах, всё ли в порядке. Ничто не укрывалось от его внимания. Он заглядывал даже в мусорные вёдра, укоризненно покачивал головой, если видел, что уборщица поленилась вчера вынести их, брал и выносил сам.

В его нестриженой голове с торчащими во все стороны вихрами сидела крамольная мысль, что именно он, Николай Мологин, является хозяином этого завода, а не тот красивый, сытый мужичок, что сидит в кабинете на третьем этаже и заключает контракты. Он хозяин у себя в кабинете, а здесь, в цеху, несёт ответственность за предприятие Николай. И потому он считал своим долгом делать иногда обходы, ревизии.

Любил посреди рабочего дня подойти, например, к какому-нибудь токарю, заложить руки за спину и внимательно наблюдать, как тот трудится. Токарь в конце концов не выдерживал, начинал ругаться, гнать Мологина ко всем чертям, но Николай уходил степенно, как человек, решающий некий сложный вопрос, касающийся дальнейшей судьбы токаря, и уже почти решивший его.

Или он вылавливал идущего с обеда директора, мягко брал за руку и вёл показать отвалившийся от стены кусок штукатурки, при этом много жестикулировал и быстро-быстро говорил на своём странном языке. Язык этот представлял собою полувнятное лопотание, где особо выделялись гласные, а согласные почти все сливались в один общий, приблизительный звук. Директор кивал головою, подтверждая, что имеет место непорядок.

– Пора бы вообще полностью оштукатурить да покрасить, как думаешь, Коля? Решено, будем заниматься…

Директор был человек славный, в меру демократ, знал по именам всех рабочих, был хорошо осведомлён и о странностях этого Мологина, но считал, что свой юродивый нужен в любой конторе, работа дураков любит, да и польза от Николая была несомненная, так что пусть его.

Директор не пропускал плывущие в руки деньги, мечтал оставить своим детям в наследство процветающий заводик. У него уже почти был контрольный пакет, оставалось совсем немного до идеала.

Но тут пришли более крутые московские ребята с деньгами и всё купили. Через два месяца собрание акционеров избрало в директора другого человека, а прежний от стыда и досады уволился, хотя ему и предлагали какую-то почётную синекуру. Вот такие кипят теперь у нас мексиканские страсти. Ещё сегодня ты был велик и силён, назавтра о тебе никто и не вспоминает.

Изменения в руководстве почти не коснулись рабочих. Прежнего директора проводили кто добрым, кто каким словом. И зажили вроде бы по-новому.

Очередной любимый руководитель был человек молодой, но быстро шагающий вверх по карьерной лестнице. Он был уже из совсем другого поколения и гордо говорил о себе: я менеджер. У него были мягкие усики, заботливо выращенные для солидности, словно укроп в теплице. Директор часто расчёсывал их специальной щёточкой.

Усатые люди (у которых усики мягкие, нежные, кошачьи) часто бывают глупы какой-то особой, нутряной глупостью, почти не проявляющейся внешне. Такой человек может быть даже очень успешен в работе, но если бы кто заглянул в потёмки его души, то увидел бы – дурак дураком… Вот и этот был из их числа.

Первым делом он повесил у себя в кабинете на стену самурайский меч. Все сразу поняли: шутить не будет. Нет, это дурак не просто так, этот идейный. А значит, дело плохо.

У директора было громадьё планов – обновить предприятие во всех смыслах: оборудование, станки, компьютеры, коллектив. Уволить нерадивых, сократить ненужных, а нужным платить больше за счёт уволенных. Провести общую ревизию… подсчитать, сколько чего ещё не успели растащить… и так далее.

Всё это было, конечно, хорошо в теории, но на практике почти невыполнимо, в чём вскоре новый директор и убедился.

Коллектив, на словах дружно голосующий за все принимаемые решения, отчаянно сопротивлялся переменам. Каждый знал, что если начать выбрасывать ненужное старьё, то через месяц оборудование нечем станет ремонтировать, завод ляжет на бок, денег не будет. Все это знали, кроме директора. И реформы застряли намертво.
Директор уволил всех, кто перешагнул пенсионный порог, это было процента три от общего количества работающих. Естественно, никакого серьёзного прибавления в зарплате остальные не почувствовали, да никто на самом деле и не собирался ничего прибавлять. Народ слегка возмутился – впрочем, даже с пониманием и саркастическими шутками. Такого поведения ждали.

Это было на руку начальству, особо недовольных тоже стали увольнять.

Как раз на это тяжёлое время пришлась круглая дата: десятилетие фирмы. Событие решили отпраздновать в одном из больших концертных залов города, пригласили артистов, музыкантов… У директора возникла мысль как-то примирить с помощью этого концерта взбудораженных людей. Десяти лучшим работникам были назначены премии, ещё десяти – ценные призы. Имена счастливчиков должны были выясниться на концерте, прямо в зале.

И вот пришёл великий день. Концерт был хорош. Его почти не испортили выступления главного инженера, бухгалтера и других функционеров. Один из новых замов директора под гитару пел песни Высоцкого. Самодеятельный поэт из рабочих читал праздничные поздравительные стихи, ужасные, полные лести. Звучала музыка, мелькали цветные огни. Атмосфера сочилась тёплой карамелью.

Наконец пришло время раздачи призов. Зал притих в ожидании. Каждый надеялся, что ему что-нибудь да перепадёт.

Директор не отказал себе в удовольствии вручать призы лично. Он называл имя по бумажке, вызывал человека на сцену и выдавал деньги в конверте или документы на какую-нибудь бытовую технику.

Где-то в середине раздачи в зале поднялся недоумённый ропот. Все призы доставались обитателям второго этажа, то есть заводоуправлению. Только в конце были названы трое простых рабочих «снизу». В конце концов ропот был услышан и на сцене. Директор, не понимавший, в чём, собственно, дело (а разве не так должно быть?), успокоительно подвигал в воздухе ладонями, словно совершая некие магические пассы.

Зал притих, думая, что это ещё не всё. И директор объявил, что торжественная часть закончена. Кто хочет, может пройти в буфет и продолжать празднование, ну а в общем и целом финита ля комедия.

Работяги, бурля негодованием, хлынули в буфет, надеясь на дармовое угощение, за это могли бы многое простить – и уж тут-то возмутились по-настоящему, когда увидели аккуратные ценнички на всех закусках. Цены были праздничные – вдвое выше, чем в любой городской забегаловке…

На следующий день директор, явившись на работу, был ошарашен. Прямо на доске объявлений висело гневное стихотворение, обличавшее начальство, которое зажралось и ни о чём не думает, а только выписывает себе тайные гигантские премии да развлекается в ресторанах, а рабочим пожалели дать хоть по двести рублей на каждого, и они были бы до пупа довольны. Авторство не вызывало сомнений – стихи написал тот вчерашний поэт, читавший медоточивое поздравление на концерте.

Колька Мологин взбунтовался совершенно неожиданно для всех. Он, такой всегда тихий и готовый помочь любому, явился на работу пьяным и бродил по цеху, что-то полувнятное бормоча на каждом углу, цеплялся к людям, публично плакал от обиды. Его, разумеется, обошли наградами. А ведь сколько времени он работал здесь, ничего не прося!.. Горе, хоть и пьяное, было неподдельно, обида безгранична. Самый настоящий бунт, когда хочется, плюнув на всё, пойти в барские комнаты, и ударить шапкой оземь, и рвануть рубаху на груди, а там будь что будет.
Директор, на беду, как раз стремительно шёл со свитой по центральному проходу. Он тоже был в гневе. Вот, пожалуйста, и пьяными уже в открытую шляются! Это что же дальше будет?

– Как фамилия? – резко бросил он, остановившись напротив Мологина. Колька не успел прочитать по губам, о чём спрашивает его директор, и только сощурил глаза, глядя ему в рот. Директор вскипел.

– Уволить! – приказал он стоявшему тут же начальнику цеха. – А вас лишаю премии на пятьдесят процентов – почему у вас пьяные по цеху шляются? Здесь производство или бордель?

Мологин посмотрел в спину директору и взглядом спросил мужиков: что случилось?

– Уволить тебя хочет, – с идиотским лошадиным смехом сказал молодой слесарь Заварзин, вытирая грязные руки ветошью. – Доигрался, Колун! Нашёл время забастовку устраивать…

– Чего ржёшь, дурак, – оборвал его другой слесарь, Панкратов, человек предпенсионного возраста. И, обращаясь к Мологину, ласково добавил: – Ничего, Коля, мы тебя отстоим.

Однако отстоять Мологина не удалось. Директор решил проявить твёрдость и на обращение профсоюза не отреагировал. Не помог огромный беспорочный трудовой стаж Мологина и всем известное его трудолюбие; директор погружался всё глубже в пучину конфликта со своим коллективом.

У него даже стало пошаливать сердце, и жена капала ему корвалол вперемешку со слезами – такой молодой, и вот на тебе!

Нельзя давать слабину, убеждал себя директор, иначе они быстро сядут на шею. Раз сказал – уволить, значит, уволить. Пусть знают и хорошенько думают в другой раз…

А Мологин, оцепенев и ничего не соображая, сидел целыми днями в своей полупустой квартире. Он почти не ел, сидел в кресле и без всякого выражения смотрел в телевизор. В углах квартиры скучно пылились кипы старых газет с нерешёнными мировыми проблемами. Запах старости и разложения постепенно пропитывал всё вокруг.

Мологину было ясно, что всё кончено.

Его уволили по позорной тридцать третьей статье с того самого предприятия, которому он отдал всю жизнь. У него отобрали пропуск, он не имеет права приходить на завод и заниматься делами. Новая охрана и близко не подпустит его к проходной. И он в силу естественных причин даже не мог позвонить – перекинуться парой слов с друзьями.

Что ему оставалось делать? Что ему делать теперь?

Он пробовал пить. Не помогло.

Через две недели он не выдержал этой пытки, явился к началу смены на проходную и сумасшедшими глазами смотрел, как мимо него молча идут люди с опущенными головами – им было стыдно. Не столько за директора, сколько за своё собственное бессилие.

Когда все прошли и даже пробежали опоздавшие, а Колька один остался глупо торчать у турникета, неповоротливый приземистый охранник в толстой куртке медленно прокосолапил к нему.

– Давай отсюда, дядя. Нечего, раз пропуска нет. А то подкрепление вызову, по шее накостыляем.

Колька повернулся и медленно зашагал вдоль забора, толком не соображая, куда. И лишь минут через пять понял, что идёт к лазу.

На каждом заводе есть свой лаз, иногда даже не один. Охрана может сколько угодно натягивать поверху забора колючую проволоку и устраивать патрулирование территории – рабочие всегда имеют возможность пройти на завод и выйти с него окольным путём. Только не все об этом знают.

Колька знал на родном предприятии каждую мелочь. Правда, последний раз он пользовался лазом лет тридцать назад, в далёкой весёлой молодости. Что делать, такие пришли теперь времена…

Через десять минут он был уже внутри. Стараясь не привлекать к себе внимания, пряча глаза в поднятом воротнике, он проскользнул в цех, махнул приветственно рукой мужикам. Спрятался в своём излюбленном месте, в тёмном углу на трубах, куда начальство никогда не заглядывало. Переоделся здесь же, запасных спецовок у него было припрятано несколько. Улёгся подумать, что ему делать дальше.

Подошли мужики, поздоровались. Ничем помочь ему они не могли, но и мешать, конечно, не собирались. Валяй, Колун, это ведь твой завод.

Мологин немного успокоился, повеселел. В обед он даже осмелился сходить в столовую, прячась в толпе мужиков. Его самочувствие улучшалось с каждой минутой.

А вечером, когда начальство ушло домой, он смог выйти из своего убежища. Мастер, который оставался за старшего на этот вечер, был давним его знакомым. Они посидели в кандейке, покурили, поговорили о том о сём… Потом Мологин, оттеснив штамповщика, встал к родному прессу и часа три без перерыва работал. Штамповщик несколько раз пробовал сказать ему, что хватит уже, но Мологин поворачивал к нему свой топорообразный, жаждущий крови клюв, кидал опасные взгляды, и тот в конце концов отступился. Мологин быстро выполнил всю его норму, мужику оставалось только помыться и идти домой.

Это было так прекрасно – работать, заниматься своим делом… Вокруг была знакомая обстановка, знакомые лица. Теперь Мологин понял, что уходить ему отсюда нельзя, иначе он умрёт. Здесь его место. Как там раньше писали газеты: жизненная позиция должна быть активной!

Теперь распорядок Колуна стал таким: днём он отдыхал дома, а вечером шёл на завод. Протискивался через лаз, переодевался на трубах (со временем мужики вернули ему его ящик в раздевалке, занятый было кем-то из новых рабочих) и шёл работать. Всё было почти как раньше, просто он теперь работал постоянно в вечернюю смену. И ещё ему не платили денег. Но это было неважно. В столовой ему всегда оставляли поесть…

Уже почти весь завод знал, что подпольщик Колун вернулся, и это создавало у людей какое-то удивительное настроение. Оказывается, при большом желании можно сопротивляться! Можно делать то, что хочешь, даже если тебе мешают высокопоставленные дураки! Весёлое брожение вновь началось в коллективе.

Считается, что революции вспыхивают вовсе не тогда, когда нечего есть. Перевороты происходят в довольно благополучные времена, просто общество устаёт от прежней власти, а она этого не понимает, продолжая тупо гнуть свою линию. И тогда всё резко меняется.

Одна из молодых женщин-мастеров, которую по каким-то неизвестным причинам собирались двигать наверх, на второй этаж, до того пребывавшая в полном неведении относительно нелегального существования Колуна на заводе, однажды задержалась дольше обычного после смены – и вдруг обнаружила его мирно работающим на своём прессе.

На следующий день об этом было известно директору.

С любимым руководителем от ярости едва не случился сердечный приступ. Но, немного успокоившись и обдумав ситуацию, директор решил: будем брать живьём. Он созвал на планёрку нескольких своих особо приближённых, строго потребовал сохранения полной тайны информации. Вместе они разработали план захвата Колуна.

Была устроена настоящая засада. С этой целью вечером всё руководство сделало вид, что разъезжается на своих служебных машинах, как обычно. А потом они по одному вернулись пешком через запасной ход и сели в засаде – терпеливые, как буддийские монахи, ждущие просветления.

Их планам не суждено было сбыться. Уборщица видела их, о чём-то догадалась по нескольким случайно брошенным хищно-весёлым репликам, и мгновенно весть об этом дошла до Колуна, спокойно переодевавшегося на работу. Через три минуты его не было на территории завода, а директор зря прождал весь вечер и уже не поехал домой, прикорнув на узеньком диванчике в своей приёмной. Иногда его щёку начинал бить лёгкий тик, усики дёргались, и тоненькая струйка голодной слюны сохла в уголке рта. Над его головой висел бесполезный японский меч.

С тех пор на Колуна была официально объявлена охота. И что интересно: директор даже не понимал, как глупо он выглядит. Его авторитет падал всё ниже, тем более что Колун на родном заводе никогда не попадался – не мог попасться в принципе. У него в агентах был весь трудовой коллектив. А всех, как известно, не перестреляешь.

И, наверное, это так и продолжалось бы ещё какое-то время, но Колуну совсем не хотелось бегать и прятаться. Что он, мальчишка, лазающий в чужой сад за грушами? Он тоже разозлился. Комедию пора было прекращать.

И однажды он явился на завод посреди рабочего дня. Неожиданно появился в цеху, спокойный и деловитый, встал к станку… Народ поначалу даже не слишком обратил на это внимание, так привычна была картина: Николай Мологин у своего штамповочного пресса. Но постепенно по цеху пролетела радостная новость – Колун здесь! Что-то будет…
Возле Николая медленно росла толпа. Поднимался ропот недовольства. В последние месяцы завод ухнул в экономическую яму, и рабочим начали задерживать зарплату. Да и вообще…

Образовалось что-то вроде стихийного митинга – без трибуны, без назначенных ораторов. Все сначала говорили вразнобой, потом начали перекрикивать друг друга. Подтягивался народ из соседних цехов. Работу остановили, отрубили электричество.

И в центре всех этих событий стоял Колун, как символ и знамя протеста. Он поворачивался из стороны в сторону, стараясь не упустить ничего из того, что говорили рабочие. Он кивал, тоже лаял что-то невнятное в общем шуме, размахивал руками. Градус возмущения нарастал.

В этот момент, как нельзя более некстати, появилось руководство. Впереди своей отставшей свиты бежал директор, бледный от ненависти, с длинной, стильной резьбы деревянной указкой в руке. Новость о стачке застала его в тот момент, когда он наглядно объяснял возможным инвесторам преимущества капиталовложений в свой завод. За этими людьми он, унижаясь, тщательно ухаживал последние месяцы. Инвесторы мгновенно исчезли, а они были уже почти последней его надеждой.

Такого развития событий он просто не ждал – словно удар в спину, неожиданный и подлый. Тем более жарко пылал гнев в его сердце. Помахивая указкой, словно лёгкой шпагой, директор устремился в атаку.

Увидев приближающееся на полном скаку руководство, народ попритих и слегка отступил от Колуна. Противники, как и положено, остались один на один, и от их схватки, видимо, зависела и судьба всего побоища.

Директор трясся от ярости, стоя напротив Мологина. Вот он, этот мелкий человечишка, олицетворение всех его неприятностей! Смотрит дерзко, осанку имеет до глупости внушительную, словно он здесь хозяин! Ладно бы ещё те прошлые дела, но теперь он сорвал почти готовый контракт, и заводу теперь крышка, и этот дурачок даже не подозревает об этом!

Вскипев ненавистью, директор размахнулся и впечатал длинную деревянную указку в щёку Мологина. Колун от неожиданности упал.

Народ, если до сих пор ещё и имел какие-то сомнения насчёт своего руководства, теперь понял всё. Толпа взъярилась. На голову директора посыпался трёхэтажный мат, люди двинулись вперёд, потрясая кулаками.

Директор испугался, оглянулся назад, ища поддержки. Но свита его уже рассосалась, он был один. Только в руке его была деревянная палочка, вовсе не похожая на благородный японский меч.

Колун, вне себя от благородного негодования, слегка опомнившись, пошарил вокруг и поднял первое, на что наткнулась рука. Резьба зажимного болта весом в пару килограммов привычно легла в ладонь. Колун встал, выпрямился и взглянул в глаза директору.

За его спиной стояли люди и молчали.

– Держите его! – слабо крикнул директор, косясь на стальной болт. Было ясно, кто победит в соревновании болта и указки.

Они молчали, как пустыня молчит перед ураганом. Они молчали, как молчит космос, сквозь который несётся пылающая комета. Они молчали, как молчит камень возле дороги – тысячу лет лежит и молчит. Они не просто молчали – они безмолвствовали.

Колун стоял на острие людского клина и не сводил с директора глаз, а тот всё больше съёживался под его взглядом. И вот он начал отступать – сперва медленно, а потом, бросив указку и закрыв лицо руками, в истерике побежал. И тогда молчание закончилось. Вслед ему захохотала огромная толпа, высказав настолько глубокое презрение, что даже менеджеру высокого класса стало понятно: дальше здесь оставаться нет смысла. И если бы директор в действительности исповедовал самурайские принципы, ему оставался бы лишь один путь… Но он, конечно, не подумал об этом.

Профсоюз вскоре подал на него в суд за рукоприкладство, но Мологин сам отозвал исковое заявление, он простил глупому мальчишке эту выходку. Не дожидаясь нового собрания акционеров, на котором его должны были уволить за плохие экономические показатели, директор ушёл по собственному желанию. Новый директор, третий по счёту за год, ничего не знал обо всех этих перипетиях и просто взялся вытаскивать завод из ямы.

Но самое важное – Мологина приняли на работу. В отделе кадров ему тайно сделали новую трудовую книжку, в которой содержится лишь запись о приёме на работу тридцать пять лет назад да несколько пометок о повышении квалификации. Стаж его, как прежде, девственно непрерывен.

И Николай снова приходит в цех раньше остальных, делает свои генеральные инспекции, передвигает что-то кран-балкой, выносит мусор, ездит на склад помимо своей основной работы… Как прежде, никто не платит ему за это ни копейки.

Но он всё равно счастлив.
Взято отсюда

Николай Кардашев: На смену «РадиоАстрону» придет «Миллиметрон» - ПОЛИТ.РУ

2016-04-25 22:14:28

На смену «РадиоАстрону» придет «Миллиметрон»

Накануне лекции Юрия Ковалева о проекте «РадиоАстрон» на «Полит.ру» 30 января мы поговорили с одним из инициаторов этого проекта, руководителем  Астрокосмического центра ФИАН, академиком РАН Николаем Семеновичем Кардашевым. Беседовала Наталия Демина. 

Как появилась идея «РадиоАстрона»? Кто является ее автором? 

Над этим проектом работало очень много людей, и я вряд ли могу всех их назвать. Большую роль, конечно, сыграли наши соотечественники, почти что с самого начала радиоастрономии. Вначале радиотелескопы строились так: чем больше радиотелескоп, тем лучше. Потом оказалось, что все-таки по сравнению с тем, что видно в оптические телескопы, радиотелескопы получают худшее по качеству изображение. Потому что угловое разрешение у них низкое. Качество изображения очень сильно зависит от длины волны – чем длиннее волна, тем хуже качество. А длина волны, принимаемой радиотелескопом, на 4-5 порядков больше, чем у оптического. 

Для того, чтобы изображения стали сравнимыми по качеству с оптическими телескопами, сразу пришла в голову идея создать интерферометр. Так называется объединение нескольких радиотелескопов, совместно наблюдающих один объект. Такое объединение позволяет получить более четкое  изображение. Вначале интерферометры представляли собой радиотелескопы, соединенные друг с другом с помощью проводов, так чтобы информация, приходящая от этих телескопов по проводам, обрабатывалась так, чтобы получалось цельное изображение. Но провода можно было тянуть на расстояние, скажем, лишь нескольких километров. 

А как сделать так, чтобы расстояние между телескопами было еще большим? И тут в голову пришла идея, что современная на тот момент техника позволяла сигнал передавать не только по проводу, но и записывать его на магнитофон, а потом магнитные ленты или теперь магнитные диски можно было привезти в пункт обработки информации, данные синхронизовать и обработать, в резултате получить изображение. Это было главной технической идеей, которая была опубликована (Ред. в 1965 году, авторы этой идеи – советские ученые Л.И. Матвеенко, Н.С.Кардашев и Г.Б. Шоломицкий). 

Потом уже пришла в голову идея, что две антенны можно разнести на еще большие расстояния, межконтинентальные. Пошли первые сеансы между Советским Союзом, США и Европой. В дальнейшем оказалось возможным запустить один радиотелескоп в космос, передавать сигналы, записывать их в цифровом виде с помощью современных компьютеров, обрабатывать и получать изображение. 

Расстояние между радиотелескопами может быть очень большим! И эта идея была опубликована еще в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Тогда стало понятно, что можно настолько разнести радиотелескопы и наземные и космические, что станет возможным фактически наблюдать объекты во всей Вселенной, если такие объекты найдутся, и определять расстояние до этих далеких объектах. В этих статьях говорилось, что «тогда вся Вселенная окажется в ближней зоне». 

"Спектр-Р". Подготовка к запуску

Спектр-Р. Подготовка к запуску

С помощью «РадиоАстрона» такие большие расстояния удалось впервые реализовать на практике. У нас работает космический радиотелескоп «Спектр-Р», который является самым большим космическим инструментом, из всех которые были когда-либо созданы. И нам удалось исследовать излучение от компактных областей самых разных объектов. 

Юрий Юрьевич [Ковалев] наверняка вам уже рассказывал, что «РадиоАстрон» обнаружил компактные источники радиоизлучения и в ядрах других галактик, и от пульсаров и от областей звездообразования. Сейчас мы создаем еще больший инструмент, который будет называться «Миллиметрон». 

Он придет на смену «РадиАстрону»? 

Он будет расположен в пять раз дальше, чем «РадиоАстрон». Соответственно, у него на тех же длинах волн будет в 5 раз более высокое угловое разрешение. К тому же, он будет работать на более коротких волнах, вплоть до десятых долей миллиметра, что даст выигрыш в угловом разрешении еще в 30 раз. В итоге, качество изображения возрастет в 150 раз. Мы надеемся, что в конце этой десятилетки «Миллиметрон» уже начнет работать. 

Подскажите, что было главной трудностью при работе над «РадиоАстроном» и что вы считаете наибольшим успехом на текущий период? 

Наверное, самое трудное было связано с созданием специальной техники, прежде всего, самого телескопа. Такой телескоп никому пока не удавалось создать, и для этого потребовалось освоение совершенно нового типа материалов, специального углепластика, который сохраняет свои свойства в условиях космоса, не деформируется. 

Как сделать такую конструкцию, чтобы она автоматически раскрылась в космосе? Ведь 10-метровый телескоп, конечно же, в раскрытом виде в ракету не влезет. Это одна из технических трудностей, которую удалось преодолеть. 

Кроме того, был решен целый ряд других технически важных вопросов, например, создан очень стабильный водородный генератор частоты, для того, чтобы принимаемые космические сигналы можно было привязать ко времени и к частоте, чтобы их потом можно было обработать на Земле. Такой стабильный генератор был создан в Нижнем Новгороде организацией «Время Ч», с которой мы тесно сотрудничаем уже более 10 лет. И впервые Российский водородно-атомный стандарт полетел на спутнике, и сейчас успешно работает на протяжении около 3 лет, давая возможность получать уникальную научную информацию. 

Очень важны также приемники излучения, которые были созданы и за рубежом, и в нашей стране, обладающие очень малыми шумами и позволяющие регистрировать очень далекие сигналы. Необходимо было создать систему высокоточной ориентации телескопа в космосе, что и было великолепно сделано. Не менее важным было создать систему приема огромного количества информации со спутника на Землю. Сейчас передается 144 млн бит информации в секунду! Такая система была создана. 

Одну из самых существенных ролей сыграло создание самого спутника, который обеспечивает работу всех систем. НПО им. Лавочкина оказало большое содействие в разработке такого специального спутника. И это – большое достижение. 

Над проектом работало очень много организаций и у нас и за рубежом, возникла хорошая международная кооперация. И сейчас с нами сотрудничает огромный международный коллектив. Все крупнейшие телескопы мира, какие только есть, с удовольствием работают как наземное плечо космического интерферометра, который обеспечивает те результаты, о которых Юрий Ковалев будет рассказывать

Извините за детский вопрос. Может ли «РадиоАстрон» содействовать воплощению мечты Карла Сагана в поиске внеземной цивилизации? Понятно, что это не ваша главная цель, но все-таки? 

Я не думаю, что что-то получится. Но случайные открытия могут быть. Мы изучаем много самых разных источников, и если вдруг обнаружим какие-то аномальные сигналы, то там может что-то оказаться. Специальные исследования в этой области в программе «РадиоАстрон» не обозначены, а в программе «Миллиметрон» может быть будут специально поставлены. 

Когда будет готов «Миллиметрон»? 

Сейчас срок его запуска запланирован на 2019 год. Создание всей обсерватории должно быть закончено в течение этой пятилетки. 

Могут ли «РадиоАстрон» и «Миллиметрон» работать вместе, или «РадиоАстрон» тогда уже выйдет из строя? 

Такая возможность совместной работы как раз предусмотрена, если окажется, что «РадиоАстрон» будет работать. Общий диапазон их волн 1,3 см, при которой они могли бы совместно работать. Но будут ли работать или нет зависит от очень многих условий, прежде всего, от того, не выйдет ли из строя какая-то аппаратура. В космосе и метеориты летают, и космический мусор в большом количестве, и аппаратура очень сложная. На его работу могут повлиять самые разные причины, включая, не забудем, космическую радиацию. Но будем надеяться, что все будет хорошо. 

Большое спасибо за интервью!

 Лекция Юрия Ковалева состоится 30 января 2014 года (четверг) в 19-00 в кафе ZaVtra. Адрес: Москва, ул. Сретенка 26/1 (м. "Сухаревская"). Вход бесплатный. Подробности см. в разделе "Лекции" на сайте "Полит.ру". 

Взято отсюда

Плюшевые Гитлер и Ким Чен Ир предупреждают норвежцев об опасности пыли - Life.ru

2016-04-23 15:33:20

Плюшевые Гитлер и Ким Чен Ир предупреждают норвежцев об опасности пыли

В Норвегии плюшевые игрушки предстали в образе известных диктаторов 20 века — Адольфа Гитлера, Кин Чен Ира и Муаммара Каддафи, чтобы предупредить родителей маленьких детей об опасности пыли. Как посчитали в Национальной норвежской ассоциации по лечению заболеваний сердца и лёгких, таким способом они смогут привлечь достаточное внимание к проблеме аллергии и астмы среди детей в современных норвежских семьях.

Безобидные с виду игрушки стали символом угрозы, которую представляют собой изделия из плюша и других материалов, собирающих пыль в больших количествах.

— При постоянном контакте детей с подобными игрушками существует большая вероятность развития астмы и аллергии, — заявили в организации. — Из-за роста числа аллергиков и астматиков нам даже пришлось создать специальный мониторинговый отдел, который постоянно отслеживает их количество.

Но такая агрессивная рекламная кампания понравилась не всем. Глава Еврейского общества Норвегии заявил, что изображение Гитлера в качестве плюшевого медведя может смягчить отношение к кровавому немецкому диктатору у родителей и их детей, а это, по его мнению, неприемлемо.

Представители же самой организации довольны эффектом. Пускай реклама и вызвала бурю негодования, зато проблема пыли теперь у всех на слуху. Как надеются в ассоциации, у родителей появилась возможность уже с первых дней жизни чад эффективно бороться с источниками возникновения у них аллергии и астмы.

Взято отсюда

Дикобраз убил питона изнутри ― Популярная механика

2016-04-16 16:11:40

Дикобраз убил питона изнутри

Пообедавший дикобразом питон был обнаружен в заповеднике Lake Eland Game Reserve, расположенном в южноафриканской провинции Квазулу-Натал. 14 июня сильно раздувшегося питона заметил один из туристов, совершающий велосипедную прогулку в горах. Он сообщил об этом рейнджерам, и те предположили, что 4-метровая змея съела традиционную для себя пищу. Обычно питоны охотятся на бородавочников и других животных средних размеров; их жертвами могут стать и детеныши антилоп, а однажды местный питон даже проглотил взрослую 22-килограммовую особь — антилопу ориби.

Но менее чем через неделю, 20 июня, выяснилось, что этот питон выбрал не подходящую пищу. Змея была найдена мертвой неподалеку от велосипедной трассы, и вскрытие показало, что внутри находится дикобраз. Масса съеденного животного составила 13,8 килограммов. Пищеварительный тракт питона был полностью поврежден его острыми иглами; при этом змея умерла не сразу: какое-то время она ползла, пока не упала со скалистого выступа и не разбилась.

Комментируя эту ситуацию, ученые напоминают, что дикобразы нередко станосятся жертвами питонов или других змей. Ранее в журнале Phyllomedusa Journal of Herpetology было опубликовано соответствующее исследование, в котором дикобразы рассматривались как объекты охоты пресмыкающихся. Но практически всегда это приводит к аналогичному финалу: грызуны семейства дикобразовые не случайно носят на себе щетину, достигающую порой 40 сантиметров в длину.

Взято отсюда