Воспитание детей: учим кроху доброте - КРОХА

2014-11-27 18:25:36

Воспитание детей: учим кроху доброте

Доброта... Как воспитать ее в ребенке, учитывая возрастные особенности развития? Какие детские книги могут помочь в воспитании этого важного качества? О формировании понятия доброты рассказывает психолог Татьяна Горивалова.

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.

Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – доброты.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.


Уроки доброты

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.


Говорите о сложном просто

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.

Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: на втором этаже было открыто окно. Петя поднял мишку, он давно мечтал о таком. Петя смотрел на мишку и думал. Как ты считаешь, о чем думал Петя? Какое решение принял Петя? Как ты оцениваешь поступок мальчика?

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей? Что такое зло? Расскажи о злых поступках, которые тебе пришлось наблюдать.

Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Придет время, когда мы станем старыми и больными. Кто поможет нам, если мы никому не помогали? Какие милосердные дела можно совершить по отношению к бабушке и дедушке?

Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?

Лене очень понравились золотые рыбки в зоопарке. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Лена решила, что ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой и прозрачностью воды должна мама. Но мама каждый день много работает, поздно возвращается домой. Как быть с аквариумом? Что бы ты посоветовал Лене? Расскажи, как ты заботишься о своем братике. Назови полезные дела, в которых ты сможешь проявить заботу о ком-то.


Воспитательные моменты

Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.

О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».

Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?

Подобные сценки нередко происходя во дворах, там, где играют малыши разного возраста. Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод. Вероятно, вмешаться в ситуацию ей просто не приходило в голову. Своим молчанием эта мама по сути дела «положила кирпич» (вероятно, не первый) в формирование жадности и бесчувственности своей дочери.


Издержки хорошего воспитания

Старшего сына мы с мужем старались воспитывать по всем правилам, черпая умные советы из книг для родителей и исходя из своих жизненных убеждений. Одна из первых заповедей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большей радостью отдавать, чем брать. Когда Илюша все это усвоил, он начал самостоятельно творить добрые дела. Ребенок шел гулять с ведерком, совочком, формочками и с машинкой, а через пятнадцать минут возвращался с просьбой дать ему еще машинок и конфет. При этом с сияющими от восторга глазами рассказывал, как рады были детки, которые получили от него такие хорошие подарки. Пришлось вносить коррективы в воспитательные постулаты и объяснять, что лучше давать игрушки не навсегда, а только поиграть. Как-то раз Илюша вернулся без нового автоматического лунохода, который дал на время незнакомому мальчику. Сын поел и поспешил во двор, но... луноход исчез бесследно. Мы много времени посвятили тому, чтобы привить Илюше чувство любви к животным, особенно больным и несчастным. После чего в квартире стали «стаями» появляться бездомные кошки, собаки, птицы… Судьбы многих из них заканчивались, естественно, трагически, и тогда мы хоронили погибших в парке. Хотя до этого приходилось их мыть, выкармливать и лечить. Хорошо еще, что мы не подхватили какую-нибудь инфекцию!

Каждый малыш уникален, наш, в частности, оказался слишком восприимчивым к тому, что ему внушали. Они еще так наивны и доверчивы, наши маленькие детки, так многое понимают буквально. Как быть? Не воспитывать, не внушать? Ни в коем случае! Это тоже крайность.

Просто, как и во всем другом, здесь хороша мера и индивидуальный подход к конкретному человечку в конкретной ситуации, способность корректировать что-то в процессе воспитания.

По мнению психологов, уже в детских садах, а позднее и в школе, дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения не пользуются поддержкой и одобрением своих сверстников. Их никто не любит, у них нет друзей. Это вызывает чувство упрямства, обидчивости и агрессивности. Даже когда ребенок становится лидером в учебе, для него отсутствует самое главное – чувство взаимных симпатий. Никто за него не переживает, никто его не поддерживает, никто вместе с ним не радуется. И победитель озлобляется. Так возникает первый конфликт между личностью и коллективом. И истоки его нужно искать в семье, где родители не сумели воспитать в ребенке желание быть добрым, щедрым и общительным.

Взято отсюда