Практика работы | Мультимедиа | Учебники в электронной форме по системе Л.В. Занкова

2014-11-23 09:25:45

Учебники в электронной форме по системе Л.В. Занкова


Новый проект Издательского дома «Федоров» – мультимедийные учебники в электронной форме по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Их содержание полностью соответствует содержанию полиграфического учебника, выполняет все ему присущие функции, одновременно расширяет образовательные возможности традиционного учебника.

Учебники созданы с использованием «облачных технологий» – все данные хранятся и все вычисления производятся на серверах компании «Кирилл и Мефодий». Учебники не нужно устанавливать на компьютеры, они доступны с любого носителя. Чтобы открыть учебник, необходим только веб-браузер и доступ в интернет.

Учебники в электронной форме по всем предметным линиям разработаны совместно с компанией «Кирилл и Мефодий» на платформе cm.ru (компания «Рукарта») и представлены на сайте www.cm.ru. Они обеспечивают возможность интеграции в информационную образовательную среду, так как удовлетворяют таким необходимым требованиям, как кроссплатформенность, широкодоступность представленного формата, который можно использовать без лицензионных ограничений.

В учебной деятельности школьника электронные учебники и электронные приложения:
- способствуют повышению учебной мотивации; облегчают понимание изучаемого материала и предлагают дополнительное эмоциональное подкрепление за счет разнообразных современных способов подачи материала (видео- и аудиофрагменты, анимация, графика, тестовые задания и пр.) и вариативности в его представлении (возможность задать разный масштаб, разный режим просмотра: разворот, одна страница, по ширине, по высоте, «плитка»);

- допускают расширение информационного поля (что гарантируется достаточным количеством ссылок на внешние ресурсы) и адаптацию учебных материалов в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями, типом восприятия и мышления (дифференциация, индивидуализации, персонализация обучения);

- помогают активнее включаться в интеллектуальную и творческую деятельность; формируют навыки самостоятельной деятельности, обеспечивая овладение приемами работы с информацией (отбор, анализ, синтез и др.), навыками смыслового чтения, развивают критическое мышление школьников;
- предоставляют возможность коммуникации между участниками образовательного процесса (учителями, одноклассниками, родителями, социальными партнерами);
- дают дополнительные возможности для самоконтроля и самооценки, в том числе в самостоятельной работе (с учетом норм времени) и др.

Созданные специально для электронных учебников тестовые задания позволяют на более высоком уровне реализовать задачи текущего тематического контроля. Тесты уже прикреплены к главам и параграфам в соответствии со структурой учебного материала. Учитель имеет возможность использовать интерактивные упражнения в качестве домашнего задания для учеников. Заметим, что выполнение интерактивных заданий дает ученикам дополнительное эмоциональное подкрепление. Результаты выполнения заданий фиксируются и хранятся в базе данных, просмотреть их можно в окне «Мои результаты».

В педагогической деятельности важны такие преимущества электронного обеспечения, как возможность создания активно-деятельностной познавательной среды за счет интерактивности, удобства редактировании, оперативности реагирования на появление новых сведений, материалов, ресурсов, а также компактности и долгосрочности хранения огромных массивов информации. Важна и доступность электронных ресурсов в плане поиска, приобретения (скачивания) и цены. Можно использовать электронный учебник для демонстрации основного и дополнительного материала при объяснении темы (работа с интерактивной доской), проводить контрольные опросы и т.д.

Все перечисленные достоинства учебника и/или приложения в электронной форме позволяют использовать их не только как вспомогательное техническое средство (для создания или редактирования текстов, презентаций, подготовки конспектов уроков и раздаточных материалов и т.п.), но и в целях организации эффективного преподавания и управления деятельностью учащихся.

Разработанные учебники в электронной форме составляют целостный образовательный контент. В основу классификации используемых ресурсов взята каталогизация электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сайта ФЦИОР Министерства образования и науки Российской Федерации.

Значительная часть представленного контента была разработана специально к данным учебникам (в частности, тестовые задания, информационные статьи, появляющиеся во всплывающих окнах, комментарии и дополнительные вопросы к материалу, интерактивные объекты, изображения с возможностью увеличения, галереи изображений, интерактивный объект «Живой алфавит. Учимся писать буквы» и т.д.).

Кроме того контент включает в себя ссылки на дидактические материалы, размещенные на сайтах «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Министерства образования и науки Российской Федерации, «Каталог электронных образовательных ресурсов», «Электронные образовательные ресурсы».

В разработанных электронных учебниках широко представлены ЭОР ООО «Кирилл и Мефодий», производящего электронные издания учебного назначения для учреждений образования, органов управления образованием, органов исполнительной власти в рамках Федеральных целевых программ (2002-2013 годов). Это материалы из «Мегаэнциклопедии КИМ», «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия», уроки с образовательного сайта «Начальная школа», мультимедийные панорамы и т.д.

Все отобранные ресурсы представлены с учетом информационной безопасности и возрастных особенностей младшего школьника, а также соблюдения законодательства в области интеллектуальной собственности.
Особенностью разработанных электронных учебников является возможность пользователя создавать контент из собственных материалов, которые он может прикреплять к учебнику (файлы, заметки, закладки). Это обеспечивает эффективное овладение приемами работы с информацией для учащегося и удобство и повышение качества работы для учителя: можно самому дополнять учебник разнообразными материалами, используя окно «Мои материалы» или закладку «Мои файлы», создать заметку-комментарий к фрагменту текста или сделать закладку на нужной странице.

По форме представления и хранения учебник в электронной форме является сетевым, то есть полностью или частично представляется на серверах в Интернете (сетевое электронное издание – это электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети (ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения). Это дает возможность постоянно обновлять и дополнять контент, решая задачи по обеспечению содержания сведениями о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и обеспечению достоверности информации. Кроме того позволяет осуществить коммуникации между участниками образовательного процесса, дифференциацию, индивидуализацию, персонализацию обучения и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета.

Таким образом, учебники в электронной форме (электронные учебники) являются полноценным мультимедийным электронным изданием, разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников и могут использоваться для решения широкого спектра образовательных задач, стать мощным средством поддержки вашей работы по традиционному бумажному учебнику.

Электронные учебники уже прошли апробацию в российских школах.

Цена электронного учебника сопоставима с ценой печатного.

Заказы на электронные учебники можно оформить на сайте www.cm.ru

Взято отсюда