Реальная региональная политика

2014-08-05 12:07:52

И. Репин. Прием волостных старшин Александром III

Летом 1884 года Илья Ефимович Репин получил императорский заказ написать картину «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца». Художник выехал в Москву.
Петровский дворец на Тверском тракте являлся одной из жемчужин московской архитектуры. Задумывался он Екатериной II как место отдыха членов царской фамилии. Репин срисовал двор, окрестности, сам дворец, не представляя еще, какою будет картина и как он на ней расположит царя и массу народа. Затем поехал в Петергоф срисовывать царские костюмы и делать этюды на воздухе. Сообщал П. М. Третьякову: «Вы желаете знать, что я делаю? Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны. Сколько разнообразия типов, выражений, лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных!»
Встреча царя с крестьянскими старшинами состоялась 21 мая 1883 года сразу после коронации Александра III. Он взошел на престол на другой день после похорон своего отца, убитого в 1881 году народовольцами. Первые месяцы отсиживался в Гатчине, опасаясь покушения. Но 29 апреля, по настоянию Победоносцева издал манифест «О незыблемости самодержавия». Придворная группировка либералов была отправлена в отставку, либеральная пресса закрыта, ужесточены меры за пропаганду революционных идей, усилен жандармский корпус.
Победоносцев имел большое влияние на царя. С юношеских лет Александр усвоил от своего учителя и наставника Константина Петровича Победоносцева мысль о том, что царь –– заступник своего народа, его отец и покровитель. Большое влияние имел и Федор Михайлович Достоевский, активно выступавший за сильную государственную власть. Журнал «Гражданин», редактируемый Достоевским, откликался на все волнующие вопросы внутренней и внешней политики России. В 1873 году философ, правовед, писатель, историк Церкви К. П. Победоносцев стал помощником Достоевского в редакции журнала.
Александр хорошо знал романы Достоевского. После выхода в свет «Братьев Карамазовых» Федор Михайлович написал ему большое письмо, излагая свой взгляд на революционное движение в России, направленное против самодержавия. Он заявил, что это –– последствие оторванности русского просвещения от самобытных начал русской жизни, «ибо раз с гордостью назвав себя европейцами, мы тем самым отреклись быть русскими». Стыдясь перед Европой за якобы свою отсталость, униженно нахватываясь чужого, забыли о своих, русских способностях, которые могут принести новый свет миру, как это было со всеми великими нациями, которые неуклонно оставались самостоятельными, и только тем пригодились миру, внеся в него, каждая, по лучу света.
Александр не забывал этих строк Достоевского. «Россия –– для русских и по-русски», –– объявил он, придя во власть. Основательно прижал проповедников западного счастья. После коронации в Москве, выступил перед крестьянскими старшинами, прибывшими со всех концов страны:
–– Я очень рад видеть вас; душевно благодарю за ваше сердечное участие в торжествах наших, к которым так горячо отнеслась вся Россия. Когда вы разъедетесь по домам, передайте всем мое сердечное спасибо, следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобному. Эти слухи распускаются нашими врагами. Всякая собственность, точно также как и ваша, должна быть неприкосновенна. Дай Бог вам счастья и здоровья.
Короткая речь Александр III завершила целый ряд законов, которые были предприняты им с момента его восшествия на престол. С 1 января 1883 года крестьяне получали землю на правах собственников, отменялась остаточная зависимость землепашцев от помещиков, уменьшались размеры недоимок.
Освещая этот момент истории, Репину предстояло показать не просто царя, окруженного народом, но государя, то есть будущее России. Он изобразил царя властным. Его жесткий взгляд пытается охватить как будто бы всю Россию.
Художник чутьем угадал, каким будет царствование Александра III. За тринадцать лет своего правления Александр смог увеличить бюджет страны в девять раз. В короткие сроки был осуществлен фантастический проект царя: постройка Транссибирской магистрали –– самой протяженной железной дороги в мире. Россия не приняла участия ни в одном международном военном конфликте.
— Во всем свете у нас только два верных союзника, — заявлял Александр: –– наша армия и флот!
Попытка Англии отхватить кусок российской территории в Средней Азии была пресечена мгновенно. Австрия, недовольная влиянием России на Балканах, пригрозила выставить три армейских корпуса, на что русский царь за обедом с австрийским послом ответил своеобразно: согнул вилку петлей и кинул к прибору посла.
–– Вот что я сделаю с вашими корпусами.
Он был громадного роста и столь же громадной физической силы. Художник В. М. Васнецов изобразил его в картине «Три богатыря» Ильей Муромцем.
Европа начала смотреть другими глазами в сторону России. Молодой русский монарх оказался лицом, с которым приходилось серьезно считаться.
По строю мышления Александр III был «самым русским» из всех российских царей. Неслучайно одним из первых его указов Сенату был указ о приведении к присяге крестьян. Впервые крестьянин рассматривался как полноправный гражданин России.
Весь прогресс, все блага в представлении русского общества связывались теперь только с Россией. В стране пробудилась та духовная самобытность, без которой невозможна культурно-историческая жизнь никакого великого народа. Появилась русская опера, снискавшая впоследствии мировую славу, было подготовлено создание русского национального театра во главе с драматургом А. Н. Островским, состоялось открытие Императорского Исторического музея. Державной волей было учреждено Русское императорское палестинское общество, и воздвигнуто множество православных храмов в России, Копенгагене, Иерусалиме, Женеве, Ницце, Аргентине.
Александр III не был ни либералом, ни реакционером, он был честный, благородный, прямой человек. Хотел видеть Россию богатой и могущественной. Работал очень много. Подорвал здоровье, но отнесся к этому без должного внимания. Смерть наступила 20 октября 1894 года. Александру было сорок девять лет.
Репин окончил картину блестяще, справившись с колоссальной задачей разместить на ее полотне свыше семидесяти фигур с ясно выраженными характеристиками. К каждой он отнесся объективно, отводя ей определенную роль в общей симфонии образов. В центре картины –– император, суровая внешность которого заставляла трепетать многих видных государственных деятелей.
Для картины была специально изготовлена рама, сама по себе являвшаяся шедевром. Золоченая, украшенная орнаментом, в центре рамы –– герб Российской империи, а по бокам –– все гербы тех волостей, которые участвовали в большом сходе в Москве 21 мая 1883 года. В центре рамы –– особая вставка, в которой воспроизведена речь Александра III перед крестьянскими старшинами. Этой единственной политической речи русского государя суждено было сделать реальный поворот в жизни России.
Картина и рама являли собой целостное произведение и стали украшением парадного зала Кремлевского дворца. В 1953 году картина была передана в Третьяковскую галерею, однако в советские годы из-за «идейно-политического содержания» не выставлялось.
Взято отсюда