«Впечатления дороже знаний...» - Шарманка - колёсная лира - hurdy gurdy

2014-09-24 14:34:47

Шарманка - колёсная лира - hurdy gurdy

Другие имена шарманки - ручной орган, органчик; «Barrel-organ», «Street organ», «Hand organ». Очень часто шарманкой служила колесная лира («hurdy gurdy», «Хали-Гали» в русской транскрипции)
Колёсная лира (англ. «hurdy-gurdy»; нем. «Drehleier»; фр. «vielle a` roue») - народный струнный музыкальный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым, например, на Украине «рыле», а в Белоруссии – «лёра». Французское название, «Vielle a` roue» (колесная скрипка), описывает метод, которым извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться.

Казимир Похвальский «Лирник» 1885
Над корпусом (имеющим лодко- или восьмёркообразную форму) натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. То есть колёсная лира - первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура.
Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать. Вращение колеса не было чисто механическим и предусматривало различные приемы ритмического акцентирования.
Средняя, мелодическая, струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны (2 или 4) — аккомпанирующие, бурдонные, т.е. издающие непрерывный звук, они во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.
Имеется доказательство колесной лиры в Европе двенадцатого столетия, к концу которого инструмент приобрел большую популярность. В средние века колёсная лира была распространена под названием органиструм.
До XIV века колесная лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней музыканту требовался помощник, вращавший ручку. С утверждением колесной лиры в качестве аккомпанемента к танцам, громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют модификации этого инструмента - инструмент с обычным смычком вместо колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).
C XVI века колесная лира все больше относится к культуре низов - на ней играют слепые и нищие. В России, на Украине и в Белоруссии лира известна с XVII века и является старинным струнным народным инструментом. Играли на ней, как было сказано выше, бродячие музыканты и калики перехожие.


Казимир Похвальский «Лирник перед хатой» 1887


Василий Навозов «Песнь лирника»


Питер Брейгель-мл., «Шарманщик» 1608


David Vinckboons «The Blind Hurdy-Gurdy Player»


Jan van de Venne "The hurdy-gurdy man"


Жорж де ла Тур «Играющий на колесной лире с лентой» 1640


Теодор Аксентович «Лирник и девочка» 1900


Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире" 1631-36


Jules Richomme «The Hurdy-Gurdy Girl»


Willem van Mieris "The Hurdy Gurdy Player Asleep in a Tavern"
Взято отсюда